Россия не готова к рекордному вылову лосося
Рекордный улов лосося может не дойти до потребителя в центре страны из-за нехватки вагонов и высоких железнодорожных тарифов.
В телеграмме президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину и начальнику Дальневосточной железной дороги Михаилу Заиченко глава Росрыболовства Андрей Крайний попросил оказать содействие в предоставлении рефсекций, вагонов-термосов для перевозки рыбы, а также принять меры для разрешения сложившейся ситуации.
Компания делает всё, что в её силах, говорится в ответе ОАО «РЖД», на Дальневосточной дороге постоянно находится 40–60 секций «Рефсервиса» и не менее 50 секций частных операторов. В сутки загружается около шести секций, и вывоз рыбы обеспечивается в полном объёме, говорится в сообщении компании. Проблема не в нехватке подвижного состава, а в неправильном планировании отправления рыбы, поскольку подача производится в строгом соответствии с заявками клиентов.
Более того, утверждают в РЖД, есть случаи, когда рефсекции, поданные заказчику в срок, простаивали до 30 суток в ожидании погрузки.
Грузоподъёмность рефрижераторной секции – от 180 до 200 тонн.
«Вагонов на Дальнем Востоке в изобилии, – говорит начальник департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ОАО «РЖД» Александр Казанцев. – Кроме того, мы разработали график ускоренных поездов, на которых можно доставить груз даже на дальние расстояния, укладываясь в сроки поставки».
По словам заместителя генерального директора «Рефсервиса» Олега Богомолова, эти поезда позволяют почти вдвое ускорить оборот подвижного состава и вдобавок компания расконсервировала 40 дополнительных рефсекций для вывоза рыбы с Дальнего Востока.
Не принимают РЖД и упрёки в том, что высокие тарифы заставляют держать высокую конечную цену на рыбу и поэтому спрос на неё не растёт. Компания напоминает ведомству, что из-за рекордной путины тарифы уже были снижены на 16–38%, а транспортная составляющая в рыночной цене горбуши не превышает 6–7%. И в то же время доля торговой наценки доходит до 50%.
В департаменте по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике РЖД пояснили: упрёки в завышенных тарифах могут быть связаны с ускоренными поездами, где доставка действительно стоит дороже, чем в обычном маршруте. Но их пока не так много, чтобы говорить о влиянии на вывоз всего улова.
На Дальневосточной дороге считают, что Росрыболовство обвиняет ОАО «РЖД» в срыве поставок рыбы, чтобы отвести обвинения от себя.
Проблема в том, что порты не могут переработать такой рекордный улов, говорят железнодорожники, их холодильники забиты, покупателей мало, а рыбаки, чтобы не остаться без денег, отдают добытое под полную реализацию частникам без фиксированной цены. Причём накрутка у таких продавцов может достигать 100%. Запуск ускоренных поездов немного облегчил отгрузку. Однако ситуация может обостриться под конец путины.
Вины ОАО «РЖД» в ситуации не видят и частные перевозчики. Генеральный директор Агентства рефперевозки Ильдус Халиков считает, что в сложившейся ситуации обвинять РЖД, равно как и частных операторов, бессмысленно – проблема вызвана неровными потоками рыбопродукции в течение года и отсутствием холодильников для хранения рыбы. Вместе с тем на рынке ещё не сформировался баланс спроса и предложения, поэтому многие покупатели не спешат брать товар. Гендиректор Агентства рефперевозки полагает, что к первой декаде сентября ситуация на рынке выровняется и отгрузки начнутся в нормальном режиме.
Перевозки рыбы с Дальнего Востока выросли меньше, чем ожидалось, но это не вина РЖД, соглашается руководитель инвестиционно-аналитической ГК «Хладопродукт» Тимур Митупов. Железная дорога готовилась к путине, но не предполагала, что вылов будет таким большим, и некоторые проблемы с доставкой, как и с затовариванием холодильников, есть. Но проблемы эти в основном компенсируются ростом экспорта лососёвых в Китай: горбуша сейчас дешевле минтая, и экспорт вырос в разы (по прогнозам Тимура Митупова, на экспорт уйдёт до 40% добытых лососёвых).
Поставки на внутренний рынок по-прежнему менее выгодны рыбакам, отмечает руководитель «Хладопродукта».